Организованная образовательная деятельность «Моя малая Родина»

Задачи:

  1. Образовательные: уточнить и углубить знания и представления о России, о Республике Башкортостан, о родном городе; систематизировать знания о городах Республики Башкортостан; закрепить знания по безопасности жизнедеятельности;
  2. Развивающие:развивать познавательный интерес к родному краю. способствовать развитию мыслительной и познавательной активности, развитию памяти, внимания, речи.
  3. Воспитательные:воспитание уважения и любви к родному городу, Республике Башкортостан, людям, живущим на территории нашей Республики; формирование гражданственности и патриотизма, воспитание чувства уважения и толерантности к людям различной национальности;
  4. Методические приемы:наглядный, практический, словесный.

Средства:

  1. Демонстрационный материл: изображение цветка курая с заданиями, куклы в национальных костюмах; иллюстрации достопримечательностей города Уфы; картинки башкирских национальных блюд; макеты юрты, других достопримечательностей;
  2. Раздаточный материал: кружочки красного и зелёного цветов;
  3. ТСО: магнитофон, аудиозапись с мелодией курая;

Алгоритм проведения:

  1. Организационная часть
  2. Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап), т.е. введение в проблему.
  3. Основная часть (содержательный, деятельностный этап).
  4. Заключительная часть (рефлексивный этап).

Предварительная работа:

Разучивание стихов, рассматривание герба, флага Башкортостана, России беседы о государственных символах, рассматривание изображений башкирских музыкальных инструментов, блюд, достопримечательностей.

Литература:

  1. Агишева Р.Л.
    "Я- Башкортостанец"
    "Я познаю Башкортостан"
    Гасанова Р.Х.
    "Я Родину свою хочу познать"
    Земскова- Незванова К.Л.
    "Люби и знай родной свой край"
  2. Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап), т.е. введение в проблему.
  3. Основная часть (содержательный, деятельностный этап).
  4. Заключительная часть (рефлексивный этап).

Ход занятия:

        Воспитатель.- Ребята, сегодня к нам пришли гости. Здравствуйте, гости!
        Давайте вместе порадуемся новому дню.
        Утром солнышко встает выше, выше, выше !
        К ночи солнышко зайдет ниже, ниже, ниже.
        Хорошо, хорошо, солнышко смеется!
        А под солнышком нам весело живется !
        (Садимся на стульчики)
        Хорошо живется нам на нашей Родине, в нашей стране. Скажите, как
        называется наша страна ?
        Дети: Россия ( выставляю на доске контур карты России).
        За ясные зори, умытые росами,
        За русское поле с колосьями рослыми
        За реки разливные в пламени синем
        Тебя по -славянски назвали -Россия!
        Воспитатель.- Наша страна Россия очень большая. А в большой стране у
        каждого человека есть своя малая Родина. Наша с вами малая Родина - это
        наша Республика. Скажите, как называется наша Республика?
        Дети. - Башкортостан.( выставляю на доске контур карты Башкортостана)
        Башкортостан — мой край родной.
        Горжусь и радуюсь тобой!
        Твои долины, реки и поля —
        Все это ты, любимая земля!
        Воспитатель. Но и в Республике Башкортостан есть самая малая наша Родина
        - это наш город. Скажите, как называется наш город ?
        Дети. - Уфа. ( выставляет на доску контур города)
        Живу я в городе Уфе,
        Люблю я город свой родной.
        Его воздвигли на горе,
        Над Белой- быстрою рекой.
        - А как называемся мы все с вами - жители Уфы? (Уфимцы.)
        - Что мы называем Родиной? (Место, где родились, живем, ходим в детский
        сад, где живет наши папы и мамы, друзья.) Правильно.
        - Уфа - это наша малая Родина.
        - Дети, Россия - это наша большая Родина, это то, что объединяет всех
        людей, живущих в одной стране.
        Стук в дверь. Приходят куклы Айгуль и Айбулат в башкирских
        национальных костюмах. Они принесли конверт с цветками курая.

        Воспитатель: Ребята, к нам пришли еще гости, это Айгуль и Айбулат. И
        принесли они нам интересный конверт. Что же там лежит? Наши гости
        предлагают нам выполнить несколько заданий, в конце нас ждет сюрприз!
        Открываю первое соцветие.
        Первое задание называется «Города». Давайте поиграем в игру «Кто больше
        назовет города нашей республики».
        Дети называют города Стерлитамак, Ишимбай, Мелеуз, Бирск, Белебей,
        Нефтекамск, Салават и др.
        Открываю второе соцветие. "Достопримечательности нашего города"
        - Вы знаете, что такое достопримечательность? (Это красивые, памятные
        места, которые украшают наш город.)
        - Есть ли в нашем городе места, которыми мы гордимся и с удовольствием
        показываем жителям других городов и стран? Да, дети, в нашем городе,
        действительно, очень много достопримечательных мест, где можно хорошо
        отдохнуть, узнать много нового и интересного.
        Дидактическая игра «Узнай на фото"
        Предлагаю детям поочередно рассказать немного о каждой
        достопримечательности, дети рассматривают открытки с видами города
        и рассказывают об этом объекте)
        - Я думаю, что главной достопримечательностью нашего города являются
        люди, живущие здесь. Все они живут дружно в нашем красивом и уютном
        городе.
        Дети, я очень рада, что вы хорошо знаете свой город. Вы с таким интересом
        рассказывали о нем, что сразу было видно, как сильно вы его любите
        Воспитатель: Будущее нашего города зависит от вас, ребята, от того, как
        сильно вы любите свою Родину, что хорошего сможете для нее сделать,
        когда станете взрослыми людьми.
        Открываю третье соцветие.
        Дидактическая игра «Можно - нельзя».
        Дети встают в круг.
        - Дети давайте поговорим о том, что можно делать дома, на улицах города и
        чего делать нельзя. Я буду задавать вопрос, а вы будете поднимать зеленый
        кружок- если можно; красный кружок -если нельзя.
        (Работа с опорными карточками)
        Открываю четвертое соцветие
        Что здесь изображено? (Человечки). И все они разные. Скажите, пожалуйста,
        какие национальности проживают на территории Башкортостана. (Башкиры,
        русские, татары, чуваши, мордва, марийцы и тд.). Люди разных
        национальностей дружно живут в нашей республике, в нашем красивом и
        уютном городе. У каждого народа свой неповторимый костюм. Давайте
        посмотрим, какие красивые костюмы у русских и башкирских народов.
        (Рассматриваем костюмы)
        Физминутка
        В Башкортостане мы живем, есть у каждого свой дом,
        Есть работа, есть друзья,

        Мама, папа есть и Я!
        Открываю пятое соцветие. Что здесь нарисовано? (Пироги, кувшины).
        Значит, мы поговорим о башкирских национальных напитках и блюдах.
        Назовите их. (Кумыс, айран, очпочмак, зур бэлеш, баурсак, чак-чак, вак
        балеш).
        Наш край славится целебным напитком кумыс. Что это за напиток? (Это
        кислое кобылье молоко).
        Открываю шестое соцветие
        Воспитатель: А здесь нарисовано жилище башкирского народа, в таких
        юртах они жили много- много лет назад. (Рассматривание юрты.)
        Открываю седьмое соцветие
        Воспитатель: Прекрасны башкирские песни, хороши народные танцы. Какие
        башкирские музыкальные инструменты вы знаете? (Ответы детей). Сегодня я
        принесла вам музыкальный инструмент, который сделан из стебля цветка,
        который мы собрали. Это курай. (Рассматриваем инструмент.)
        Звучит мелодия курая
        Существует легенда о том, как появился этот инструмент.
        Сухие стебли качались на ветру и издавали приятный звук. Один парень
        сорвал стебель, сделал в нем дырочки, подул и снова услышал те же
        приятные звуки. С тех пор башкирский народ играет на курае. Наша
        республика Башкортостан является родиной курая.
        Воспитатель. - Молодцы! Сегодня мы с вами говорили о нашей Родине, о
        Республике Башкортостан, о родном городе и о достопримечательностях
        нашей малой Родины Что же такое Родина ? Правильно , это наша огромная
        страна - Россия, наша Республика Башкортостан, наш город Уфа, улицы и
        дома нашего города. Мне очень понравилось, как вы с интересом говорили о
        Родине. Молодцы! А в заключение хочу вас угостить башкирским
        национальным блюдом- чак-чак.
             

Проект «Природу края береги»

для воспитанников подготовительной к школе группы.

Название проекта: «Природу края береги» для воспитанников подготовительной к школе группы.

Причина: Приобщить детей к природе родного края и познакомить с природой Башкортостана. И для чего необходимо охранять, любить и бережно относиться к природе?»

Актуальность проекта: Взаимоотношение человека с природой - актуальный вопрос современности. Экологические проблемы, прежде всего ухудшение среды жизни человека, являются общими проблемами населения земли. Неблагополучное экологическое состояние планеты, о котором в настоящее время знают все – это результат нерационального природопользования, результат деятельности людей, которых не беспокоит проблема сохранения природных ресурсов, результат потребления богатств земли, для получения максимальной прибыли и удовлетворения потребностей ныне живущего поколения. Человек – не собственник природы, а член природного сообщества, поэтому экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете.

Дошкольный возраст – это начальный этап становления человеческой личности. В этом возрасте закладываются основы личностной культуры, элементы экологического сознания. А, как известно, экологическая культура ярко проявляется в отношении к естественным экосистемам: лесу, лугу, водоему, где человек находится наедине с природой. Здесь его поведение иное, чем в парке, сквере, он не чувствует за собой контроля со стороны окружающих людей, здесь проявляется истинное отношение человека к природе.

В проекте интегрированы образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»:

Образовательные области Задачи
Познавательное развитие - формировать основы экологической культуры;
- познакомить детей с заповедниками Башкортостана: что такое «заповедник».
- уточнить представления детей о разном назначении леса в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном;
- продолжать знакомить с правилами поведения на природе.
Речевое развитие - продолжать работу по обогащению природоведческого, обществоведческого словаря детей;
- развивать диалогическую и монологическую форму речи.
Социально-коммуникативное развитие - воспитание элементов экологической культуры, заботливого и бережного отношения к природе родного края.
Художественно-эстетическое развитие Музыкальная деятельность:
- продолжать развивать коллективное творчество, воспитывать стремление действовать согласованно, договариваться о том, кто какую часть работы будет выполнять, как отдельные изображения будут объединяться в общую картину;
- развивать образное эстетическое восприятие;
- закреплять навыки коллективной работы, умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.
Художественная деятельность:
- обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера;
- познакомить детей с мелодией Государственного гимна Российской Федерации и Республики Башкортостан;
- развивать навыки инсценирования песен: изображения сказочных животных и птиц (лошадки, лиса, медведь, ворон и т.д) в разных игровых ситуациях.
Физическое развитие - обеспечивать разностороннее развитие личности ребенка: воспитывать выдержку, настойчивость, решительность, смелость, организованность, инициативность, самостоятельность, творчество, фантазию;
- формировать у детей самостоятельно организовывать подвижные игры, придумывать собственные игры, варианты игр, комбинировать движения;
- развивать интерес подвижным играм народов Республики Башкортостан.

Новизна: Постановка задач, с использованием современных методов и технологий, по знакомству детей старшего дошкольного возраста с природой Башкортостана, с учетом возрастных особенностей и методических требований в непосредственно образовательной деятельности.

Цель проекта: Формирование экологического сознания и обогащения знаний детей старшего дошкольного возраста о природе родного края, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы родного края.

Участники проекта: воспитатели, дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников.

Сроки проведения: (1 месяц).
Объект исследования: Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через организацию развивающей предметно-пространственной среды. Предмет исследования: Условия эффективности применения развивающей предметно-пространственной среды и ее влияние на краеведческое образование детей дошкольного возраста.

Проблема: Экологическое самосознание детей сформировано недостаточно, поэтому экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Все вышеприведенные данные позволили сформировать цель проекта и его задачи.

Гипотеза: Если создать благоприятную развивающую предметно-пространственную среду в группе и на территории детского сада, то можно повысить уровень экологической культуры педагогов, детей, родителей.

Задачи проекта:


Задачи для детей:

Образовательные:

  • Познакомить и научить детей с правилами поведения в природе и бережному отношению к ней через беседы, прочтение сказок.

Развивающие:

  • Развивать у детей экологическую культуру.
  • Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков.
  • Способствовать развитию речи у детей, через сочинение сказки.
  • Пополнению активного и пассивного словаря детей в процессе работы над проектом.
  • Познакомить детей с заповедниками Башкортостана: что такое «заповедник».
  • Уточнить представления детей о разном назначении леса в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном;
  • Формировать интерес к природоохранной деятельности, желание участвовать в ней;

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к природе.
  • Закрепление экологических правил поведения, через экологическую сказку.
  • Воспитание элементов экологической культуры, заботливого и бережного отношения к природе родного края.
  • Воспитывать чувство гордости к природным достопримечательностям своей страны и других стран, побуждать желание побывать в этих местах.

Задачи для педагога:

  • Создать информационную базу;
  • Подбор методического материала, разработка конспектов ООД, наблюдений, подбор художественной литературы, картотека дидактических игр;
  • Создание предметно-развивающей среды (пособия, наглядный иллюстрированный материал, фотоальбомы).

Задачи для родителей:

  • Обогащение уровня экологических знаний родителей
  • Информация в родительский уголок: «Памятка по правилам поведения в природе».
  • Консультация: «Как научить ребенка беречь природу!»
  • Организовать работу родителей с детьми на тему: «Сочиняем экологическую сказку».

 

Тип проекта: познавательный
Вид проекта: краткосрочный

Ожидаемый результат:

Для детей:

  • У детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе.
  • Дети научатся устанавливать экологическую взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым.
  • У детей будут сформированы представления о природе Родного края.

Для педагога:

  • Педагоги приобретут новый опыт работы по воспитанию экологической культуры детей дошкольного возраста, повысят профессиональное мастерство.
  • Повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников.
  • Пополнится развивающая среда в группе по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.

 

Играми, пособиями, альбомами, картотека дидактических игр по экологии, книжка-малышка, авторами которых являются дети подготовительной к школе группы

Для родителей:

  • ⦁ Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом и патриотическом воспитании детей.
  • ⦁ Возможность участвовать в совместных экологических проектах, обогатятся навыки сотрудничества с детьми.

 

Методы исследования : анкетирование сравнение, обобщение
Итоговое событие – продукт проекта – Открытая организованная образовательная деятельность по образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Заповедный уголок Башкортостана».

Содержание проекта:

Этапы проекта Действия детей Действия педагога Действия родителей
1этап проекта: подготовительный
  • Работа в мини – музеях;
  • Игры – ОД, беседы с детьми познавательного характера.

Совершенствование развивающей среды, создание новых пособий:

  • Макет «Водопад Атыш»
  • Макет «Голубое озеро»
  • Макет «Пасека»
  • Макет «Гора Иремель»
  • Макет «Карта рек Республики Башкортостан»
  • Плакат на тему «Береги природу»

Фотоальбомы:

  • Самые крупные реки Башкортостана
  • Горы Башкортостана
  • Санаторно-курортные места Башкортостана
  • Водохранилище Башкортостана
  • 10 самых известных водопадов
  • Подбор методического материала, разработка конспектов ООД, наблюдений, подбор художественной литературы, картотека дидактических игр;
  • Анкетирование родителей по выявлению организации экологического воспитания детей
  • Обогащение уровня экологических знаний родителей.
  • Информация в родительский уголок: «Памятка по правилам поведения в природе».
  • Консультация: «Как научить ребенка беречь природу!»
  • Организовать работу родителей с детьми на тему: «Сочиняем экологическую сказку».
2 этап проекта: Деятельностный. Самостоятельная деятельность детей:
  • Рассматривание иллюстраций природа Башкортостана
  • Сюжетно-ролевые игры про экологию;
  • Дидактическая игра «Угадай, какая это профессия?».
  • Совместная работа с детьми: плакат «Береги природу!»
Игровая деятельность
  • Сюжетно-ролевая игра «Мы – спасатели»;
  • Дидактическая игра с мячом «Воздух, земля, вода»;
  • «Что из чего сделано?»

Общение и речь

  • Пословицы о природе
  • Беседа «Будь природе другом», «Значение солнца, воздух и воды в жизни природы и человека»
  • Чтение художественной и познавательной литературы;
  • Заучивание стихотворений о природе
  • Помощь в оборудовании мини – музеев;
  • Оформление фотоальбомов (гор, рек, водопадов, пещер, санаторий, водохранилищ)
3 этап проекта: Итоговый (заключительный) ООД на тему «Заповедный уголок Башкортостана» ООД на тему «Заповедный уголок Башкортостана» Исследования удовлетворённости родителей работой коллектива и своим участием в проекте.
Литература:
  1. Бондаренко Т.М Экологические занятия с детьми 6-7 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. – 190с
  2. Кузьмин А.Г !00 Самых красивых месть Башкортостана иллюстрированный путеводитель. – 3е издание. – Уфа: Китап, 2014.-216с
  3. Николаев С.Н Парциальная программа «Юный эколог» «Система работы в подготовительной к школе группе детского сада». – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016.-208с
  4. Холодов И.А, Александрова Г.С, Корнеева Л.В Экологические походы как инновационная форма реализации ФГОС в основной образовательной программе ДОО. Сценарии походов, образовательная деятельность детей 6-7 лет в походах – Волгоград: Учитель, 2016.-180с

Приложение 1

Перспективное планирование к проекту
Месяц/ неделя/ день «Познавательное развитие» «Социально- коммуникативное развитие» «Речевое развитие» «Художественно- эстетическое развитие»
1неделя Рассматривание фотоальбомов «Самые крупные реки Башкортостана» С/ролевая игра «Мы спасатели» - Рассматривание иллюстраций природа Башкортостана
  • Беседа «О горах Башкортостана»
  • Беседа «Капова пещера»
  • Чтение «Экологические сказки» авторы которых являются дети
  • Чтение художественной литературы: Воронкова Л.Н. «Как человек приручил растения»
Конструирование «Башкирский заповедник»
2неделя
  • Рассматривание альбомов «Горы Башкортостана»
  • Работа в мини-музеи «Самые красивые места Башкортосна»та
  • Д/игра «Кто где живёт?»
  • Беседа «Правила поведения в природе»
  • Д/игра «Воздух, земля, вода»
  • Беседа «Что такое Красная книга»
  • Чтение художественной литературы: Дворецкая Т.Н. «Чудесное спасение»
  • Беседа «Будь природе другом »
  • Чтение художественной литературы: Бианки В.В «Хитрый лис и умная уточка»
  • Слушание музыки и обсуждение «Звуки природы»
  • Создание плаката «Береги природу»
3неделя Рассматривание фотоальбомов «10 самых известных водопадов в Башкортостане»
  • С/ролевая игра «Магазин» на тему «Семена»
  • Д/игра «Что из чего сделано?»
  • Беседа «Богатство края- Башкирский мёд»
  • Отгадывание загадок на тему «Животные»
  • Беседа «О реках и водопадах Башкортостана»
  • Беседа «О голубом озере»
  • Чтение художественной литературы: Бианки В.В. «Лис и мышенок»
  • Открытое ООД «Заповедный уголок Башкортостана»
Слушание музыки и обсуждение «Звуки природы»

Приложение 2

Организованная образовательная деятельность (ООД) Тема: «Заповедный уголок Башкортостана»

Задачи:

Образовательные:

  • Расширять и углублять знания об особо охраняемых территориях Башкортостана.
  • Формировать представления о заповедниках, национальных парках, памятниках природы.

 

Словарная работа:

  • Обогащение словаря: Зянгер куль, бортничество, мэргены, бай, тетива.
  • Активизация словаря: Название рек, гор, водохранилищ, пещер, водопадов; название деревьев.

 

Развивающие:

  • Обогащать словарный запас детей с новыми словами.
  • Развивать слуховое внимание.
  • Развивать у детей чувство эмпатии через умение приходить к друг другу на помощь, сочувствовать и действовать совместно.
  • Развивать интерес к родному краю.
  • Закреплять умение передавать своё отношение к природе в рассказах продуктивных видах деятельности.

 

Воспитательные:

  • Воспитывать осознанное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Ход

Орг. момент.

- Здравствуйте, уважаемые дети!
Мы уже не раз говорили об охране природы, а сегодня продолжим нашу тему. Послушайте стихотворение и ответить на вопрос: «О чём просит поэт человека в стихотворении?».

                Взгляни на глобус – шар земной –
                Ведь он вздыхает, как живой.
                И шепчут нам материки:
                «Ты береги нас, береги!»
                В тревоге рощи и леса.
                Роса на травах, как слеза.
                И тихо просят родники:
                «Ты береги нас, береги!»
                Грустит глубокая река,
                Свои теряя берега,
                И слышу голос я реки:
                «Ты береги нас, береги!»
                Остановил олень свой бег:
                «Будь Человеком, человек!
                В тебя мы верим, не солги.
                «Ты береги нас, береги!»
                Е. Шклавской.

        

- О чём говорит поэт в этом стихотворении? (Ответы детей.)
- Да правильно в этом стихотворении говорится, чтоб мы берегли природу.
А чтобы сберечь этот удивительный природный мир, поражающий нас своими фантастическими красками и звуками, запахами цветов и лугов, люди стали задумываться, как же сделать так, чтобы сохранить нашу красивую природу, как исправить свои ошибки.

Д/упражнение «Береги свою природу»

З И Л И М
А Т Ы Ш
П Ч Е Л А
К А П О В А
П А В Л О В С К О Е
Б Е Л А Я
В О З Д У Х
Я М А Н Т А У
И Н З Е Р
А С Л Ы К У Л Ь
  1. Какая река в Башкортостане начинается с буквы «З»
  2. Какой водопад не замерзает зимой?
  3. Домовитая хозяйка пролетает над лужайкой, похлопочет над цветком и поделится медком.
  4. В какой пещере можно увидеть наскальные рисунки первобытного человека
  5. Самое крупное и красивое водохранилище в Башкирии
  6. Самая крупная река в Башкирии.
  7. Через нос проходит в грудь и обратный держит путь. он невидимый и все же, без него мы жить не можем.
  8. Самая высокая гора в республике Башкортостан.
  9. Самая бурная и быстрая река в Башкортостане.
  10. Самое большое озеро в республике.
  • И что у нас получилось? (Дети читают слово, называют – это Заповедник)
  • Да, молодцы у нас получилось слово заповедник.

 

Воспитатель:Во всем мире были созданы множество заповедников, национальных парков, памятников природы. Они все призывают нас к охране окружающей среды
- А что такое заповедник?
Дети: Заповедник– это природная территория, для охраны и изучения природного комплекса в целом.
Воспитатель:- Ребята, а сколько всего заповедников в Республики Башкортостан? (ответ детей) - Какие?
Дети:Южно-Уральский государственный природный заповедник, Башкирский государственный природный заповедник, заповедник Шульган- Таш. Молодцы! А мы идем дальше.

Загадка:
Мы шли к ней длинным перевалом,
Завал, штурмуя за завалом.
Потом карабкались на кручу,
Набрав камней в ботинки кучу.
И вот взошли на пик, ура!
Ты покорилась нам...(Гора)
      

Воспитатель: Кто может вспомнить и рассказать легенду об Уральских горах?
Ребенок коротко рассказывает легенду, «Как возникла Луна и Уральские горы».
Давным – давно на небе было два солнца. И эти два солнца беспрерывно и неустанно озаряли лик земли. И сильно страдали от этого люди. Не в силах спать от постоянного света. И сказал тогда один бай: «Кто сможет сбить выстрелом одно из двух солнц, получит в жены мою дочь, кроме дочери дам еще богатства». Весть эту разослали повсюду, куда письмо дойдет и лошадь доскачет. После этого стали собираться мелкие стрелки – мэргэны. Многие пытались стрелять в небеса, но не могли нанести солнцам никого ущерба. И каждого неудачливого стрелка бай отправлял обратно домой со словами: «Кому нужна такая ваша меткость?» Одним из последних приехал батыр по имени Урал, чтобы свою сноровку попробовать. Взял он свой лук, натянул тетиву- все вокруг так и зазвенело, и загудело. Стрела попала прямо в одно из солнц, пробило его насквозь, развалив его на две части и полетело дальше. «Ай! Ай!» - только и крикнул весь народ. Одна половинка солнца осталось висеть на небе, другая упала на землю и потом превратилась в большую гору, богатую всякими сокровищами. Расколовшись надвое, солнце потеряло свой блеск.
После этого люди привыкли спать по ночам в темноте, а при дневном свете трудиться. Ввиду того, что люди на земле при раздели солнца стали кричать «Ай», одну часть расколотого солнца стали называть «Ай». Гору, которая образовалась из второй половины, в честь Урала батыра стали называть Уральскими.
- Вот так и появились Уральские горы. Молодцы! А мы продолжаем свой путь.

          
Физкультминутка «Лес»
          
    Только в лес мы вошли, (Ходьба)
    Появились комары. (Хлопают в ладоши)
    Дальше по лесу шагаем,
    И медведя мы встречаем (раскачиваются)
    Мы шагаем, мы шагаем,
    Руки к верху поднимаем,
    Дыши ровно, глубоко (вдох, выдох, вдох, выдох)
    Да, идти нам нелегко.
    Дальше по лесу идем –
    Вдалеке там водопад (смотрят вдаль)
    Прыгать мы уже умеем, прыгать будем мы смелее,
    Раз, два. Раз, два. (прыжки вперед, назад)
    Впереди у нас вода.
    К водопаду подойдем
    И беседу заведем.
        

Воспитатель: - А какие вы знаете водопады? (ответы детей)
Дети:Гадельша, Атыш, Куперля, Шальган, Шармала
Молодцы!
- А скажите пожалуйста какой водопад зимой не замерзает? (ответ детей)
Совершено верно это водопад Атыш.

В Башкирии расположено довольно большое количество водопадов. Все они разные по величине и своей привлекательности. Но есть такие, которые посетив один раз, захочется приехать и увидеть еще неоднократно, настолько красива и заманчива природа в горах Башкирии. Водопад Гадельша - это один из крупнейших водопадов республики Башкортостан.

Название свое, водопад Гадельша или Туялас получил благодаря нахождению рядом с деревней имеющей такое же название. Это трехкаскадный водопад. Каждый каскад водопада имеет разную величину. Гадельша очень красивый и зрелищный водопад. Из-за паводков, разливов рек, водопад становится полноводным, бурным и привлекает туристов своей красотой.

Давайте послушаем звуки водопада.
На поверхности земли, недалеко от водопада, появляются залежи яшмы, растут растения, которые были занесены в красную книгу. Водопад Гадельша - это очень красивое и живописное место в Башкирии, куда обязательно стоит съездить. Молодцы! А мы продолжаем свой путь.

Воспитатель: А вы знаете, что обозначают голубые линии на этой карте? (это реки)
- А какие вы знаете реки?
Дети:Белая (Агидель), Инзер, Дема, Караидель, Уфимка и т. д.
Воспитатель: Наша Башкирия богата не только горными вершинами, реками, водопадами, но богата и лесами. Ими покрыто большая часть территории.
-Ребята, а какие деревья и кустарники растут в наших лесах?
Дети:Растут у нас береза, ель, пихта, сосна, липа, дуб клен, черемуха, рябина, орешник, боярышник, шиповник, можжевельник). - Совершенно верно!
Воспитатель:А ещё богат и разнообразен животный мир Башкортостана. На территории нашей республики по подсчетам ученых обитают около 270 видов птиц. 40 видов рыб, 10 видов земноводных, более 70 видов зверей.
-А какие животные обитают у нас в лесу
Дети:косули, волки, лисы, хори, зайцы, медведи, барсуки, куницы, рыси, тетерева, рябчики, глухари).
Скажите, пожалуйста, как прекратили вырубку лесов, какие звери появились у нас?
Дети:Бобры и Кавказская выдра
Молодцы! А мы идем дальше.

Ребенок читает стих «Голубое озеро Башкирии» Тамара Зайнуллина
    Недалеко от столицы БАШКИРИЙ.
    Славный града УФА.
    Есть маленькое море синее.
    Озера природная краса.
    И путника всякого оно.
    Магнитом словно к себе манит.

    Как превосходное стекло.
    Любого прохладой одарит.
    Воды его что небо синь.
    Хранят могущественные скалы.
    О,ЗЯНГЕР КУЛЬ КАК ТЫ КРАСИВ.
    ТЕБЯ всегда я буду славить.
        

Воспитатель:-Какое озеро называют «Зянгер куль»? (ответ детей)
Совершенно верно - это голубое озеро.
- А почему его назвали голубым озером? Давайте расскажем нашим гостям
Рассказ ребенка:Башкиры называют его Зянгяр куль – Голубое озеро. Голубое озеро, похожее по форме на блюдце. Название озеро получило за голубоватый цвет воды. В такой цвет вода окрашивается из-за того, что дно озера сложено голубой целебной глиной. Вода в озере зимой не замерзает, а летом остается холодной. В озере бьет несколько сильных родников. Молодцы!
Воспитатель:Ребята скажите чем славиться Башкортостан?(ответ детей) Конечно медом. Одним из главных богатств Башкортостана является мёд. Башкортостан называют страной пчеловодства и бортничества. Бортничеством башкиры занимаются с древних времен.
- Ребята, а что такое борть?
Дети:Это старое дерево, в дупле которого жили дикие пчелы и собирали там мёд.
Воспитатель:А как называется бортневая пчела? (ответ детей Бурзянка).
- А где её разводят? (ответ детей – её разводят в пчелином заповеднике)
- А что вы знаете об этой пчеле? (ответ детей – Бурзянская пчела выдерживает любые морозы, и этот вид занесли в Красную книгу.)
Молодцы! Вот мы с вами о многом поговорили. Что мы должны делать, чтоб наша природа оставалась такой же красивой.
Дети:- Мы должны беречь и любить свой край. И об этом Сабина и Лиана прочитают стихотворения.

Башкортостан:
Валентина Доброгорская
Башкортостан-республика моя!
Люблю твои зеленые края,
Твои высокие горы, голубые озёра.

Все, что связано с тобой-
Это край любимый мой.

Этот край родной люблю
в сердце бережно храню...
              
Башкортостан автор: Любава Беляева
Я люблю тебя, мой край родной!
В целом мире ты один такой!
Край любимый, я тобой горжусь.
Я с тобою плачу и смеюсь.
Мне не счесть твоих красивых рек,
Всех лесов, лугов, полей за век.
Ярко солнце светит над тобой.
Счастье здесь найдет свое любой.
Благодатны на твоей земле цветы.
Край медовый, лучший в мире ты.
Знай, не дам тебя в обиду я -
Мой Башкортостан, ты жизнь моя!
              
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Информация на сайте предназначена исключительно для медицинских работников.

Подтвердите, пожалуйста, являетесь ли Вы медицинским работником.

Если Вы не являетесь медицинским работником, пожалуйста, покиньте данный раздел сайта.


СОГЛАШЕНИЕ О ПОЛУЧЕНИИ ИНФОРМАЦИИ О РЕЦЕПТУРНЫХ ПРЕПАРАТАХ

1.На сайте представлена информация о рецептурных препаратах, их свойствах, способах применения и возможных противопоказаниях исключительно специалистам здравоохранения (лицам, имеющим высшее или среднее специальное медицинское образование).

2. Если Вы являетесь специалистом здравоохранения и хотите получить информацию с данного раздела сайта, Вам необходимо подтвердить ваш статус специалиста здравоохранения.

3. В случае если Вы не являетесь специалистом здравоохранения, но в нарушение настоящих условий подписываете данное соглашение, сайт Компании не несет ответственности за возможные отрицательные последствия, возникшие в результате самостоятельного использования Вами информации с сайта, без предварительной консультации со специалистом. Вы делаете это самостоятельно и осознанно, понимая, что применение рецептурных препаратов возможно только после предварительной консультации со специалистом здравоохранения.

4. Информация о рецептурных препаратах, представленная на данном разделе сайте, предназначена исключительно для ознакомления с препаратами и не является руководством для самостоятельной диагностики или лечения, и не служит в качестве медицинских советов или рекомендаций. Сайт не несет ответственности за возможный ущерб, нанесенный Вашему здоровью в случае самовольного лечения, проводимого на основании применения рецептурных препаратов (без предварительной консультации со специалистом). Настоящим я подтверждаю, что являюсь специалистом здравоохранения и подтверждаю своё согласие с тем, что применение рецептурных препаратов возможно только после предварительной консультации со специалистом.