Первые новости об итогах Фармацевтического рынка за 2009 год.

25.01.2010

Фармацевтический рынок подвел итоги 2009 года. Лидеры остались прежними: "Фармстандарт", "Байер Хелс­кэр", "Берлин-Хеми" и "Санофи-Авентис" (последние две компании делят третье место). Однако в 2010 году, по ожиданиям экспертов, структура рынка может измениться: иностранные компании могут поглотить некоторые отечественные, и наоборот, российские компании созрели для того, чтобы покупать зарубежные.

Согласно мониторингу розничных продаж аптечного ассортимента в России ЦМИ "Фарм­эксперт", лидером рынка была и остается компания "Фармстандарт". В 2009 году ей удалось увеличить свою долю до 5,55% - с 5,15% в 2008 году, продав 382 млн упаковок лекарства на 462 млн долл. Рост "Фармстандарта" эксперты объясняют хорошими продажам популярного противовирусного препарата арбидол, которые выросли в прошлом году, по информации DSM Group, на 30%. "Аналогичные лекарства значительно дороже, - комментирует гендиректор DSM Group Сергей Шуляк. - Например, тамифлю стоит около 1,5 тыс. руб., тогда как Арбидол - в районе 250 руб.". Из-за эпидемии гриппа в сентябре-ноябре фармкомпании продали годовой оборот этих препаратов, говорят эксперты.

По данным "Фармэксперта", компания "Байер Хелскэр" увеличила свое присутствие на рынке с 3,4 до 3,7%. Фармпроизводитель реализовал в 2009 году 42 млн упаковок на 338 млн долл. По словам ведущего эксперта ЦМИ "Фармэксперт" Давида Мелик-Гусейнова, компания развивалась в прошлом году органически, консолидируя свою долю рынка. В марте 2008 года "Байер" приобрел американ­скую компанию Sagmel, которая производит безрецептурные препараты, и в 2009 году эта сделка стала приносить плоды. "Рынок сбыта Sagmel - страны СНГ, с покупкой "Байер" она расширила свое присутствие", - добавил эксперт.

Третье место в рейтинге занимает компания "Берлин-Хеми". Ей удалось в 2009 году увеличить свою долю с 3,46 до 3,66%, продав 74 млн упаковок на 333 млн долл. Это одна из немногих компаний, которая не сократила свои расходы на продвижение. Ее драйверами стали популярные дженерики: бромгексин и мезим форте. "Санофи-Авентис" также претендует на третье место: компания увеличила свою долю на рынке незначительно: с 3,64 до 3,65%, продав в 2009 году 53 млн упаковок на общую сумму 334 млн долл. "Компания потеряла свою долю в госпрограммах, но нарастила портфель за счет коммерции", - прокомментировал г-н Мелик-Гусейнов. Вывели компанию бренды-локомотивы: эссенциале и но-шпа.

В целом в долларовом выражении рынок прибавил не более 1% (с 9 млрд до 9,2 млрд долл.), а в рублевом - вырос на 22-23%. "Рынок остается импортозависимым, и все изменения курсов валют на него влияют очень сильно", - пояснил г-н Мелик-Гусейнов.

Аналитики считают, что в 2010 году на фармрынке могут возобновиться сделки M&A. Некоторые российские компании, например "Валента" и "Верофарм", войдут в состав иностранных фармкорпораций, говорят они. А российские компании уже созрели для того, чтобы покупать иностранные. "Такой потенциал есть у госкорпораций - "Роснано", "Ростехнологии", у "Фармстандарта", - замечает г-н Мелик-Гусейнов.

Автор статьи: Полина Быховская
Источник::  РБК daily, N9, 22.01.2010, с. 5


К списку новостей Версия для печати